24. 10. 2012

Сергей Проваторов: Возвращение к Земле обетованной

Сергей Проваторов«Битва за алтари и очаги» (Марк Туллий Цицерон)

Множество наших соотечественников, и выросших в условиях Союза ССР, и воспитанных отцами и дедами — выходцами из Российской Империи, «по паспорту» утратили гражданство государства, вмещавшегося в самую великую страну в мире — Россию.

В ныне известной истории, из понесённых народом одной страны за столь короткий срок это самая грандиозная и трагическая утрата. Но — моё в том глубокое убеждение — пока ещё остаётся она потерей больше формальной, чем фактической. Фактически же наша сопричастность Великой России и наши права на все её богатства — и культурные, и природные, и духовные — остаётся делом нашего свободного выбора — в каком государстве будем жить, какую страну считать своей Родиной, идеи каких интеграционных процессов на межгосударственном уровне поддерживать… В той части, что касается Российской Федерации, такую возможность каждому, рождённому во времена СССР, и каждому рождённому в Империи, и их потомкам предоставляет нынешнее законодательство Федерации.

Чтобы решить, что считать нашей родной страной, для начала важно понять: что имели мы, будучи народом, который тысячелетиями аккумулировал силы и опыт, собирал земли, полные несметных богатств, вызывая чёрную зависть «забугорных» соседей. А затем разобраться: что утекает от нас теперь, вместе с разделением страны на «независимые» друг от друга государства, а народ — на «суверенные нации».

Осознано или нет, но каждый человек стремится обрести свою «хорошую и пространную землю обетованную». Воспринимается это желание, прежде всего, как обретение места под Небом, где должно быть легко и радостно, где мир, стабильность, безопасность стали бы обыденностью. Где «текли бы молоко и мёд», бытовали благополучие и воля, и каждый жил не только верой в возможность доброго будущего, но и ощущал его в каждом дне, наполненном делами, приносящими радости, имея существование не в излишествах, но безбедное.

«Землю обетованную» нужно понимать не только в практическом смысле, но рассматривать и в вероисповедном (религиозном) аспекте. А он подразумевает такую «Богом обещанную» или «Богом данную» землю, где люди освободятся от любых форм порабощения, будут жить счастливой полнокровной жизнью, зная, что они хозяева на этой земле, и хозяевами будут их дети, внуки, правнуки. Без этого невозможно воспитать патриотизм, привязанность к стране, желание жить в ней не потому, что «деваться некуда», а потому, что хочется жить именно здесь.

Когда заводится речь о будущем России и населяющих её народов, и особенно когда говорится о необходимости возвращения на её земли соотечественников, разбросанных судьбами по всему миру, нужно помнить: для большинства людей, даже если они не до конца это осознают, Родина — не только удобное место для существования. Не только обеспеченность делом, позволяющим жить безбедно, заставляет человека оставаться на родной земле, и не только привычка удерживает от переселения в чужие края.

Отечество — это и родовой очаг, и Алтарь, жертвоприношение на который — вся наша жизнь.

И одно дело разделить, разнести по головешкам очаг, разгородить стеной дом и забором земельный надел, совсем другое — разделением умалить Алтарь Отечества, созданный по Божьему промыслу трудами и молитвами тысяч поколений предков

Священное в Родине или есть, и имеет осознаваемую ценность для народа, или оно не осознаваемо, не понимаемо, не пропагандируемо, и непременно, раньше или позже, будет разрушено. А с разрушением его будет утрачиваться и Родина, наше всё.

«Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и Родиной». (Николо Уго Фосколо)

Классик персидской поэзии Низами изрёк мысль, которая сегодня, в век огульно навязываемого прагматизма, для многих будет трудно воспринимаема: «Лучше на Родине жить жалкой нищенской жизнью, чем царствовать на чужбине».

Не стану рассуждать о всяких возможных смыслах, заложенных в эти слова. Моё восприятие таково: Отечество — не только место, где жизнь должна быть обеспечена, безопасна и основываться на привычном для народа традиционном укладе. Для понимающего — земля Отечества, всё наполняющее её имеют сакральный смысл, отношение к которому отличает человека — существо духовное — от материалистически воспринимаемого животного.

Россия — не только данная Богом земля и место в пространстве, где завязалась пуповина нашего народа.

Воспринимая историю Родины извращенной, штрихпунктирной — какой её навязывают большинству наших соотечественников, ставших жертвой враждебной пропаганды, нелегко понять высокий духовный смысл России для бывших, нынешних и будущих поколений, её предназначение как «земли обетованной». В условиях, когда неисчислимые легионы бесов, хорошо вооруженных современными видами оружия, брошены на Россию, чтобы оболгать её, вывернуть наизнанку её сущность, растлить её детей, умертвить её душу и завладеть её обессиленным телом, непросто будет возродить у людей веру в счастливое будущее России. Но без такого Возрождения Веры — невозможным будет прорыв в то будущее, ради которого сегодня призываются в Российскую Федерацию переселенцы.

Одна из целей, которой добиваются недруги России — разуверить наших сограждан в том, что их Родине предначертано быть лучшим на планете местом для жизни. И тем больше бесятся враги России, чем явственнее проявляется истина — России предначертано, и она движется по соответствующему пути, чтобы явно стать тем, чем она на самом-то деле и есть — благословенной землей обетованной. И они знают, что если не смогут помешать нам приложить к её возрождению все созидательные силы, и, прозрев, увидеть в России её истинное содержание, она обязательно воспрянет, и все недруги — прошлые, нынешние и будущие будут посрамлены.

А коль каждому народу и любому человеку наделено иметь Родину «в утешение от многих зол», какой смысл отказываться от всех преимуществ иметь Великую Родину, какой была и поныне остаётся Россия?

Многие ли могут похвалиться возможностью, свободно путешествуя по миру, везде чувствовать себя одинаково вольготно? Отбросив демократические домыслы, признаем: позволить себе такое может очень ограниченное количество людей.

Но ещё 20 лет назад мы были не только жителями одной страны, но и гражданами одного государства. Великого настолько, что по разнообразию культурных, природных богатств, по достижениям в науке, технике, экономике, по качеству социальных гарантий, по возможностям самореализации для каждого индивида оно уверенно конкурировало с континентами. При этом ещё и щедро делясь с другими государствами, странами и народами своими достижениями и богатствами.

Разделив нашу страну границами «независимых государств», нам формально ограничили доступ к этим ценностям, взамен наделив бутафорскими демократией и либерализмом. Но они и на сотую долю не могут заменить собой утраченное вследствие разделения России.

Что было, или есть например в «единой Европе», чего бы не было в России? Какое природное, или культурное, или иное разнообразие было (есть) где-то, и не было на территории «исторической» России во времена Российской Империи, или СССР? И даже сегодня Российская Федерация, из всех «секторов» нашей страны, разделенных перегородками границ, остаётся необозримой глыбой, полной разнообразия, красот, богатств и перспектив.

В Российской Федерации сосредоточено большинство ресурсов, стратегически важных для выживания всей нашей цивилизационной общности. В её же землях находится и та сакральная сердцевина, без которой не выжить ни стране в целом, ни её народу. В ней функционируют наиболее жизненно важные органы, обеспечивающие возможности к выживанию. И среди всех прочих в первом ряду по значимости следует назвать колоссальные природные ресурсы и возможности для развития человеческого общества.

И даже если бы из всех бывших республик Советского Союза у нашего народа осталась бы одна Российская Федерация, то всех жителей этого пространства она могла бы и пригреть, и накормить, и вместить. И это, при разумных подходах, даже не выглядело бы «бедственным».

Кто-то скажет, что в нынешней Республике Беларусь, благодаря несомненным заслугам президента А.Г.Лукашенко, социальные гарантии выше.

Но ни один разумный человек не станет отрицать, что не было бы сегодня Федерации, не стой Белоруссия забор об забор опираясь на Федерацию, её Запад уже стёр бы с лица земли, как действительно независимое социальное государство.

Поэтому именно к Федерации должны быть обращены сегодня взоры и душевные порывы всех наших соотечественников, поскольку именно там главные центры нашей земли обетованной. Защитить их, возродить, освоить, создав фундамент для процветания будущих поколений — главная задача. И разве она не достойна того, чтобы к этому Алтарю приносились жертвы наших жизней? Но приносить жертвы не кровью, а преданностью и трудом!

«Высшее и прекраснейшее в человеческой природе — любовь к родной земле, ощущение свободы и независимости под защитой отечественных законов». (Иоганн Вольфганг Гёте)

Приведу слова одного нашего земляка, имя которого не припомню: «Будем любить Родину, подчиняться её законам». И это правильно. Но любить — не только подчиняться законам. Важно не содействовать беззаконию, которого везде «хватает», но соучаствовать в сотворении законов, способных укреплять Родину, вести её к процветанию.

Известный педагог Василий Сухомлинский считал, что «принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека». Эта мысль очень точно ориентирует, на что в первую очередь следует обратить внимание разработчикам государственных программ Российской Федерации, направленных на работу с соотечественниками, живущими за её границами, и тем, кто отвечает за их реализацию. В первую очередь это касается Госпрограммы содействия добровольному переселению в Федерацию соотечественников, проживающих за её рубежами.

Иногда приходилось читать или слышать о своеобразном подходе со стороны организаторов процесса по отношению к потенциальным переселенцам: «мы никого не заставляем ехать, никого ничем не собираемся завлекать, кто хочет — тот и едет, а мы лишь помогаем…»

С точки зрения пресловутой политкорректности, возможно, такая постановка вопроса и оправдана. Но правильна она была бы для государства, которое не испытывает демографических проблем и массированного натиска внешних и внутренних супостатов.

В случае же с Российской Федерацией, наоборот нужно и зазывать, и агитировать, и пропагандировать. Но и отбирать более тщательно. Нужно самыми твёрдыми мерами прекратить доступ нелегальных эмигрантов, алкоголиков, наркоманов, преступников, людей с сомнительным прошлым, а также не знающих русский язык хотя бы на бытовом уровне.

При этом создавая условия, которые не могли бы вызвать у потенциальных переселенцев, а тем более — уже переселившихся, разочарования и даже сомнений в правильности сделанного выбора. Для этого государственный аппарат должен преобразовываться в коллективно-человеческое существо, наделённое органами, настроенными на отеческую и материнскую заботу о людях ещё в большей мере, чем властными полномочиями. И уж точно — не превратиться в бездушную административную машину «электронного государства». России это категорически противопоказано. Россия — существо одухотворённое, живое, сплетённое из мириад человеческих судеб, проросших корнями в её землю, в её историю, и душ, стремящихся возродиться в её чертогах.

Вера в Россию, доверие к российскому государству — главнейшие условия успешности переселенческой Госпрограммы.

За период с 2007 по 2011 годы в Федерацию по Госпрограмме содействия переселению переехали около 68 тысяч человек. Половина из них — за 2011 год. В 2013-м ожидается переезд на постоянное место жительства около 100 тысяч.

15 сентября 2012 года Владимир Путин подписал Указ «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», которым утверждена новая редакция Госпрограммы.

Разработана Концепция миграционной политики, призванная обеспечить выполнение инициатив и поручений российского лидера. Владимир Путин неоднократно заявлял, что «нужно будет обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год», причем, в первую очередь, за счет привлечения на постоянное жительство российских соотечественников, живущих за рубежами Российской Федерации, а также «квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи».

Чтобы реализовать эти планы, в регионах, куда приглашаются переселенцы, необходимо создать привлекательные базовые условия, вселить в людей ощущение свободы и перспективы, которое станет тем медоносом, на нектар которого, как трудолюбивые пчёлы, слетятся лучшие сыны и дочери России.

«Любить свою Родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». (Виссарион Григорьевич Белинский)

Белинский писал: «Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить Отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования».

У организаторов процессов, связанных с воплощением идеи возвращения соотечественников в Россию (возвращения и в прямом, и в переносном смысле), есть необходимость решать сразу две первостепенные задачи. Первая — обеспечить для приезжающих наиболее благоприятные условия. Вторая — вернуть изъятый из сознания и мировоззрения большинства наших соотечественников светлый образ Родины — России.

И если первую можно решать методами прагматическими, то для второй нужны особые подходы, которые рублём не измеришь.

Светлый образ Родины нужно воссоздать, живописуя его заново по старым основам. И здесь оправдано применение любого материала, который может вызвать позитивные эмоции, возродить веру в Россию-Русь как Святыню и Святилище.

Нужны не длительные, зачастую бесплодные споры экспертов. На смену традиционному «правдоискательству», доходящему порой до полного самоуничижения, граничащего с поруганием всего святого в России, в её истории и культуре, должно прийти целенаправленное сотворение новой «доброй сказки» о прошлом нашей страны и населявших её народов. Уместны будут и знания о лучших страницах Советского периода, Имперского, Царского, и былинные сказания о Руси Рюриковичей, и до них, легенды о Великой Тартарии, сакральные мифы о Гиперборее и родине ариев. Тем более всё это станет на пользу, если протоистория страны будет общим местом для большинства сообществ наших соотечественников по единой стране, обретших «свои» государства в злополучном 1991-м.

Наряду с привлекательными картинами объединяющего прошлого, нужно находить убедительные слова о добром будущем. О том, что ждёт переселенцев в Федерацию, где окажутся народы дружественных государств, которые без камня за пазухой и дули в кармане приступят к созиданию современного Евразийского Союза, стремящегося к идеалу нового объединения независимых и свободных государств-партнёров.

Хочу верить и верю: в ближайшие десятилетия, при нормальном развитии, Российская Федерация станет одним из наиболее благоприятных для жизни регионов планеты. Особо привлекательна она будет для людей, осознанно желающих иметь и растить здоровое потомство, жить там, где смогут легко обеспечить своим детям и внукам достойную и безопасную жизнь.

Но чтобы в стране начался демографический «бум», в том числе и за счёт переселенцев, нужно срочно отказаться от сомнительных экспериментов в сферах, прямо или косвенно связанных с обеспечением жизни семьи и новых поколений. Это касается, в частности, сферы образования. Важно остановить насаждение ювенальной юстиции, вызывающей протесты у сторонников традиционных взглядов на семью и воспитание детей.

Как ни крути, а сила России, той, которую мы знаем, всегда была в традиционализме. И если позволить его разрушать, следуя «модным веяниям с Запада», то перспективы от жизни в Федерации многие соотечественники могут и не увидеть. А коль не увидят, то и не приедут.

В обновленной Программе содействия переселению предусмотрено, что будет отменено деление территорий, принимающих соотечественников, на три категории. Вместо этого Правительством со сроком на три года будут определяться «территории приоритетного заселения», прежде всего — дальневосточные и приграничные регионы — с предоставлением переселенцам максимальных преференций, и все остальные — с равными условиями. В «приоритетных» ожидается предоставление более значительных сумм «подъемных», а сами регионы в первоочередном порядке будут получать субсидии из федерального бюджета для компенсации затрат на поддержку соотечественников.

В общем, российское руководство идёт правильным путём, и политика в части поддержки соотечественников и их желания переехать в Российскую Федерацию развивается в нужном русле. В результате опроса, проведенного ВЦИОМ в начале этого года, было отмечено, что идея улучшения демографической ситуации за счет притока соотечественников, получает поддержку около 56% граждан Федерации.

Но всё же, ещё недостаточны темпы этого развития и явно хромает информационно-методологическое и пропагандистское обеспечение Программы, её популяризация среди потенциальных переселенцев. За сугубо прагматическими решениями часто теряется (или не находится?) глубокий социально-культурный и духовный аспекты идеи переселения в родную страну и концентрации соотечественников в тех регионах, которые можно рассматривать как наиболее перспективные. Это, в первую очередь, обеспеченные природными ресурсами, а значит и пригодные для осуществления долговременных программ развития — экономического и социального. При рачительном хозяйствовании эти регионы способны обеспечить здоровую среду обитания для людей на десятки, сотни и даже тысячи лет.

В приоритетных стратегических регионах, чтобы привлечь туда максимальное количество переселенцев, государство должно предоставлять землю для ведения собственных хозяйств, в том числе и в первую очередь — для создания сельскохозяйственных предприятий семейного типа не «некоторым», а всем желающим, прошедшим строгий отбор.

Нужно дать людям крепко укорениться, почувствовать себя не батраками, а хозяевами на земле. И это даст мощный толчок к экономическому росту, обеспечит уверенный прорыв в успешное будущее. Но при этом «на землю» нужно запускать лишь тех людей, в желании которых на земле работать честно не было бы сомнений.

В законодательстве решительно должны быть были введены нормы, которые давали бы право принятым по Госпрограмме переселенцам, уже получившим свидетельства участников и въехавшим на территории вселения, автоматически получать российское гражданство без каких либо проволочек.

Также целесообразным было бы создание государственного арендного фонда жилья для переселенцев, чтобы переехавшим именно государство сдавало в аренду жильё по ценам более мягким, чем рыночные.

«Что нам искать земель, согреваемых иным солнцем?» (Квинт Гораций Флакк)

Николай Лосский писал: «Кто из нас не испытывал желания жить одновременно и в своём Отечестве, волнуясь всеми интересами своей Родины, и в то же время где-нибудь в Париже, Лондоне?»

Наверное, у кого-то водятся желания, подобные тем, что описаны Лосским. Конечно, хотелось бы иметь свободную возможность побывать и в Париже, и в Лондоне, и в Шанхае, и Сиднее…

Но лично у меня, без преувеличения, нет абсолютно никакого желания жить (не временно побывать, а жить полноценной жизнью) где бы то ни было, кроме моего Отечества. И я счастлив, что могу за Пушкиным повторить его слова: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».

Я не разделяю мою страну — Россию — государственными границами. Будучи гражданином государства Украина, по прежнему считаю, что страна у меня одна.

Она едина не только с русским, живущим в Николаеве или Одессе, но и с живущим в Челябинске, Новосибирске, Владивостоке и Петрозаводске. И точно так же — и с эвенком, мордвином, бурятом, и всеми другими представителями коренных народов Великой России, каждый из которых живёт в родном, природном для него крае.

Такое отношение, если оно будет овладевать массами соотечественников, уверен, поспособствует и интеграционным процессам на пространстве всей страны. Оно будет благоприятствовать тому, чтобы граждане всех образовавшихся здесь государств снова прочувствовали всю красоту и жизненную силу нашей родной земли в её полноте и единстве. И тогда не станет у них нужды ехать к Пиренеям или Апеннинам, или ещё куда подальше, и трудиться там на работах с низким социальным статусом.

А зачем? — В их распоряжении будет великая страна, полная возможностей, богатств, перспектив, земля обетованная, «где текут молоко и мёд», — Россия.

Сергей Проваторов,
главный редактор «Газеты для соотечественников «Русская ПРАВДА», член Президиума Всеукраинского Координационного Совета организаций российских соотечественников, председатель Правления республиканского Союза общественных организаций «Русское Содружество»

Электронная почта:
Проваторов Сергей Германович — rku@list.ru
Объединение «Русское Содружество» — russian.concord@gmail.com
Адреса для писем:
Объединение «Русское Содружество», А/Я 360 — В, г.Киев, 01001
Проваторов С.Г., А/Я 359 — В, г.Киев, 01001

1 Комментарий

Добавление комментария

*